Особенности проектирования и обустройства вентиляции для автосервиса

22.04.2020

Вентиляция для автосервиса и СТО проектируется с учетом специфики работы предприятия, для которого характерно значительное загрязнение воздуха при выполнении технологических операций. СНиП 41-01-2003 устанавливает нормативные требования к комплексу воздухообмена в местах, где производятся сварочные и покрасочные работы, происходит периодический запуск ДВС, хранятся и используются ГСМ. Отдельно учитывается необходимость разделения технологической зоны и участка нахождения клиентов и менеджеров.

Общие задачи вентиляции

Основные задачи, решаемые системой вентиляции автосервиса, можно разделить на группы и отнести к определенным технологическим процессам. Такое разделение при проектировании и подборе оборудования означает:

  • обеспечение общего воздухообмена в помещениях и создание условий для пребывания людей в клиентской зоне без поступления запахов, дыма, испарений;
  • отведение воздуха от локальных участков и рабочих мест, где возникает дым, выбрасываются выхлопные газы;
  • отведение и очистка воздуха на участке окрашивания и в камерах;
  • удаление загрязнений, очистка от пыли, возвращение воздуха в нормальный оборот и организацию обменного процесса с механическим побуждением.

Специфика производства в автосервисе такова, что система вентиляции не может работать только на ественной тяге, обязательно включение в нее вытяжных и нагнетающих (приточных) вентиляторов. Все пространство должно быть разделено на функциональные зоны.

Основные требования к работе системы вентиляции в СТО

Технические нормативы и требования к составу и циркуляции воздуха устанавливают обязательное разделение участков и помещений на зоны. Особого внимания требуют рабочие места, где проводятся сварочные работы и происходит выделение выхлопов. Воздушные отсосы на рабочих местах мотористов и стендах должны обеспечивать производительность:

  • менее 120 л.с. – 350 м3/ч
  • более 120-180 л.с. – 500 м3/ч
  • более 180-240 л.с. – 650 м3/ч
  • более 240 л.с. – 800 м3/ч.

Отсос может присоединяться непосредственно к выхлопной трубе или работать в зоне запуска двигателя. В первом случае допускается выделение в воздух не более 10 % выхлопа, во втором — не более 25 %. Помимо отведения газа в вытяжку необходимо обеспечить ряд дополнительных условий.

  1. Организованный поток воздуха с газами не должен проходить по линии постоянного пребывания людей, поскольку это несет опасность отравления.
  2. Отведенный от двигателей воздух должен быть направлен в отдельную магистраль.
  3. При нахождении персонала в смотровых ямах и приямках вентиляция должна обеспечивать вытяжку с производительностью 120-125 и не менее 100 куб.м/ч для обеспечения безопасности людей.

Перечисленные условия выполняются за счет разработки отдельной магистрали с независимыми вентиляторами на моторных участках, в зонах сварки и окраски.

Зависимость интенсивности воздухообмена от размеров помещений

Кратность обмена воздуха в пределах 20 допускается в помещениях производственного профиля площадью 50 кв.м. При увеличении площади до 150 кв.м возникает необходимость внедрения вентиляционной системы, обеспечивающей кратность в пределах до 40. При таких параметрах от проектировщика требуется введение в состав системы не менее двух вентиляторов и разработка разветвленной сети каналов (воздуховодов). Вентиляторы устанавливают таким образом, чтобы один из них создавал приток воздуха, а второй работал в направлении вытяжки.

Распределение воздушных масс по помещениям СТО

Чистота воздуха в местах нахождения людей, где не производятся сварочные, окрасочные работы и запуск ДВС зависит от разности давления в помещениях. Проектировщик системы вентиляции создает схему направления потоков таким образом, чтобы клиентская зона, офисная часть и места выполнения общих работ были "под давлением" относительно участков с выбросами газов, дыма, испарений. Это дополняет и усиливает эффект вытяжки и не позволяет загрязнениям проникать в соседние зоны.

С экономической точки зрения оправдано использование общеобменной системы вентиляции в помещениях малых площадей, до 50 кв.м. На СТО и в автосервисе общей площадью более 150 кв.м обустраивается система с отводами, разделением на зоны и локальные участки. Таким образом можно значительно сократить расходы на отопление, так как теплый воздух не будет постоянно выбрасываться из здания большой массой. Отдельно разрабатывается и внедряется система очистки воздуха с фильтрами различной пропускной способности. При этом обязательно учитывается необходимость увеличивать потоки на величину потери из-за прохождения через ступени фильтрации.


Железнодорожный проспект д.40, Литер З
г. Санкт-Петербург
Адрес: Железнодорожный проспект д.40, литер. З
Телефон: 8 (812) 777-01-53 8 (800) 777-01-53
Восстановление пароля

Пароль будет выслан на адрес электронной почты, указанный при регистрации.

Отправить заявку
    Спасибо! Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время!